Дополнительная общеразвивающая программа по музыкально - фольклорному кружку «СИ-МИ-НОТКА»

Автор: Кучина Анастасия Юрьевна

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, прибаутка, потешка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Они не только забавляют ребенка, но и обучают его навыкам поведения. Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении есть возможность приобщать дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, в кружковой работе. Оригинальность программы кружка заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип даёт детям возможность в течении двух лет изучать и переживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с последующим годом. Программа позволяет объединить различные элементы процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка. В программе систематизирован фольклорный репертуар из разных источников, с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников 5-7 лет, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально-позитивное общение дошкольников. Программа кружка имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, малые жанры фольклора, календарные праздники. Программное содержание разделов соответствует возрастным особенностям детей. В течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Программа предусматривает индивидуальные занятия. Целью их является наиболее полное освоение особенностей аутентичного народного пения, а также выявление и развитие самобытных талантов, нередко встречающихся и в наши дни, их дальнейшее совершенствование и, возможно, дальнейшее профессиональное определение. Программы состоят в малом объёме предлагаемого материала, крайне простого в освоении; в ней предлагается при обучении перенятый у народных исполнителей способ освоения материала – «повторяй за мной»; однако музыкальный материал сделан понятней для современного детского восприятия (используется сопровождение фортепиано или синтезатора, что предпочтительней).

Доп. программа СИ-МИ-НОТКА