Рабочая программа дошкольного образования естественно-научной направленности "Я- исследователь"

Дата утверждения

11 ноября 2020 г.

Программа является адаптированнойНет
Государственная аккредитациянет
Языки, на которых осуществляется обучениерусский
Уровень образованиядошкольное образование
Нормативный срок обучения1 год
Форма обученияочная

Описание образовательной программы

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нѐм, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. От младшему к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения  исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. В познавательноисследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чѐм неоднократно говорил Л.С. Выготский. Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даѐт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Психолог Поддьяков Н.Н. в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Аннотации к образовательной программе

Направленность программы – естественнонаучная, направлена на первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений. Разработана на основе учебного пособия «Детское экспериментирование», допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации (грант № 10 – 1997 г.), автор Куликовская И.Э., Совгир Н.И. Актуальность программы. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда. Рынок труда Воронежской области не является исключением. Требования рынка труда со всей очевидностью ставят перед региональной системой образования новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики. Следовательно, такие же задачи, но менее масштабные стоят и перед дошкольным образованием, в частности и перед коллективом нашего ДОУ. Администрация учреждения 4 совместно с педагогическим коллективом приняли решение «идти в ногу» с областью и создали на базе ДОУ кабинет экспериментирования «Лаборатория чудесных превращений» с целью повышения мотивации у дошкольников к занятиям с естественно-математическим направлением деятельности, чтобы в дальнейшем помочь области в решении главной задачи – подготовки кадров инженерных специальностей для региональной экономики. Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. И на сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребѐнка, также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность затем перерастет в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Именно потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Для развития ребѐнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребѐнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребѐнок познаѐт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребѐнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всѐ прочно и надолго, когда ребѐнок слышит, видит, и всѐ делает сам. В старшем дошкольном возрасте, дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мышление, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Отличительные особенности (основные идеи, отличающие программу от существующих). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту познавательно-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. Новизной данной разработки является комплексное использование ранее известных и современных методик детского экспериментирования и опытов.